3 243

Экспедиция отряда “Путник” 21.08.15- 23.08.15: Инальцево и окрестности.

21 августа началась третья экспедиция отряда «Путник» в сезоне 2015 года.

1

В этот раз нашим маршрутом была территория у деревни Инальцево и прилегающие к ней деревни.

2

Мы выбрали для базы местечко «Борок» близ деревни Инальцево.

3

На базе осталась работать группа путников  с  руководителем  Холодиловой  Н.Н.

Как и прежде отряд работал по трем основным направлениям: археологическому, географическому и социологическому.

4

В первый день руководителем группы археологов был Коробков Юрий Михайлович, который впервые принимал участие в работе нашего проекта. Вместе с ребятами из нашего отряда  они отправились на Архангельский погост.

Следующие два дня группа археологов (руководитель А.Н. Зубанов) осмотрели территории, прилегающие к деревне Инальцево и отправились к Рябовым болотам (д.Рябово).  При помощи нашего проводника из д. Рябово, Скворцова О.В. нам удалось выйти к удивительному камню  (размер 2.5 м х 1 м), на его поверхности мы обнаружили отверстие диаметром 10 см и глубиной 12 см.

13

Группа географов, руководитель – Марышева Н.А, так же начали работу у Архангельского погоста.

5

Они исследовали  Архангельский ручей. Расчистили шурф, выхода глин юрского периода на поверхность.

6

Измерили высоту нахождения шурфа от уровня реки Жабня. Расчистили русло ручья.

Как всегда работало две группы социологов.

7

В деревне Савинское группа с руководителем Варовой О.Ю. познакомилась с Шипиной Людмилой Алексеевной. Она с трепетом вспоминала учителей Инальцевской школы: Венедиктову Александру Алексеевну, Седову Анну Николаевну с мужем   Александром Павловичем, Смирнова Кузьму Фёдоровича и Тихомирова Алексея Ивановича с женой Галиной Ивановной.  В деревне раньше было 20 домов, сейчас 17 домов. В Савинской была грибоварня, на которой работал Тарасов Василий Павлович.

8

В деревне Липовка группа познакомились с семьей Лебедевых: Валентиной Михайловной и Николаем Николаевичем. Валентина Михайловна родилась в деревне Фомино.  Она рассказала, что в деревне было 8 домов и кирпичный завод. Завод закрыли в 20-е годы двадцатого века. Но и сегодня за деревней сохранились ямы, где брали глину. Ее муж Лебедев Николай Николаевич родился в деревне Николо-Собакино, где и учился в начальной школе, а затем был переведе и закончил Инальцевскую школу.  Он вспоминал учителей Николо- Собакинской начальной школы:  Александра Петровича и Александру Афанасьевну Петровых, эвакуированных из Старицкого района, Кудиновых Александра Алексеевича и Прасковью Михайловну. Николай Николаевич, закончив высшее учебное заведение,  долгое время работал главным энергетиком завода РСК «МиГ».

9

По его воспоминаниям деревня Липовка называлось Никольское – Собакино, затем Николо- Собакино, а с 1961 года – Липовка.  До революции  в деревни было 20 домов и 2 посада, а сейчас деревня разрослась и насчитывает около 40 домов.  В ней сохранился старый парк от барского дома. Раньше в этом селе было поместье, где, со слов местных жителей, жила жестокая барыня, на которую работали австрийцы. Однажды она собралась в город и там, где сейчас находится свалка, кибитка перевернулась, и барыня оказалась на земле.  Фамилия возчика была Тутанин. Его   пороли до смерти. Это место и теперь называется «Тутанина» лужа. А австрийцы потом сожгли дом барыни.  Сейчас в деревне можно определить, где раньше были липовые аллеи, пруд, и встречаются кусты старой акации. Около дома была церковь, кладбище, дом священника.

Из материалов Калязинского музея о церкви в Николо-Собакино мы узнали: “Церковь Воскресенская, постройки 1784 г., каменная, престолов  два:  холодный – Воскресенья Христова; теплый – Святителя Николая”.    В 1901 году в ней служили: священник Пётр Дмитриевич Троицкий, псаломщик Николай Иванович Никольский. Церковный староста Потомственный Дворянин Статский Советник Василий Александрович Дмитриевский, награждён орденом Святой Анны 3-ей степени.

Местные жители рассказали, что церковь начали разбирать в 1937 году, а кирпич возили на строительство фабрики Красный Октябрь. Дом священника сохранился до сих пор, в нем одно время была почта, клуб, сельский совет. В 50-е годы около дома священника была пасека на 200 семей пчел.  На берегу пруда была «казенка». По территории деревни Липовки проходила старая булыжная дорога из Калязина до Заозерья.

Жители деревни Новоникольское рассказали о том, что в деревне был один посад. Учиться ходили в школу   в село Красное, затем в Инальцево за восемь километров. В 1950-х годах деревня горела. Семь домов было перевезено с Ярославской области.

10

В деревне Щелково мы познакомились со старейшей жительницей деревни Александрой Ивановной Новожиловой,  1924 года рождения.  Она вспоминала тяжелые военные годы. Дети и подростки работали на полях. Их отправляли рубить лес, рыть окопы.

11

Хрусталев Василий Иванович из деревни Скорятьево, 1930 года рождения, рассказал о том, что, закончив первый класс школы в селе Красном. В 1941 году отца взяли на фронт. Он погиб на Ленинградском фронте. А маме пришлось одной поднимать пятерых детей.  В Рябовом болоте они собирали мох, который сушили, затем толкли и пекли лепешки. В деревне было 35 домов. В наше время остаются зимовать только пять  домов. В деревне занимались производством валенок, имелась фабрика братьев Романовых.

Вторая группа социологов,  руководитель  Мокрова С.В., посетили деревню Парашино. Жители деревни рассказали, что существует две версии названия этой деревни. Первая версия от слова Порошино, а вторая версия, что там жило много девушек по имени Параша. Мы познакомились с Бардиным Михаилом Николаевичем, воспоминания которого о жизни в деревне Парашино записали на видеопленку.

В деревне Инальцево группа познакомилась с бывшими председателем  колхоза Хорошаевым Анатолием Ивановичем, 1933 года рождения. Анатолий Иванович родился в деревне Парашино, учился в Инальцевской школе, после которой проработал 14 лет в кузнице, а затем 12 лет председателем колхоза «Красный пахарь».

12

Мы узнали, что первая школа в Инальцеве была построена   в 1926 году. Директором школы была Ольга Алексеевна Зверева. С 1930 года стала действовать еще и семилетняя школа. Первым директором была Розонова Надежда Ивановна. Учились в две смены, учеников было около четырехсот  человек. Во время войны по рассказам Анатолия Ивановича, когда он учился в школе, писали на газетах без света. В Инальцево протекает река Красная Тумовка.

13

В этой же деревне мы познакомились с Кустовым Николаем Ивановичем, 1941 года рождения. Николай Иванович родился в деревне Мышино, он рассказал, что то Мышино, которое сегодня стоит на берегу реки Жабня, было перенесено на это место в 40-е годы двадцатого века со старого места. Старое Мышино входило в приход села Константиново. Николай Иванович помнит и рассказал нам о старом Констаниново, в котором и после затопления прибрежных территорий еще оставались школа, магазин, кладбище и церковь. Дома были разобраны. И сегодня хранится  у него старинная кованая решетка с Константиновской церкви, которую он обещал привезти в наш музей.  Новое Мышино было четко спланировано и застроено по генеральному плану. Проживая в новом Мышино, Николай Иванович закончил зареченскую школу в Калязине, отслужил армию и уехал работать на Кавказ. Выучился в институте и вернулся в Инальцево. Здесь стал председателем, которым проработал 20 лет.

14

В последний день работы экспедиции социологи работали совместно, двумя группами.  Они побывали в деревне Сосновка.

15

В начале деревни мы увидели останки церкви и крест.

Местные жители рассказали, что в старые времена церковь хотели поставить в Инальцево, а на место, которое выбрали под строительство храма, положили икону Казанской Божьей матери.  Утром икона оказалась около деревни Сосновка. Так и стали строить церковь в Сосновке. Около церкви было три дома, кладбище, дом священника, деревянная церковно-приходская школа, которую разобрали в 30-х годах двадцатого века. Церковь была разобрана в 1938 году.  Когда рушили колокольню она не сразу упала, ее поджигали.  Кирпич затем возили на строительство дорог. От кладбища не отсталость ничего, только одинокие липы напоминают об этом месте.

Местные жители рассказали, что до затопления, реку Жабню в этих местах, можно было пройти по камешкам, на другой берег.  Дорога проходила из Николаевки до Рылова, сейчас ширина реки около 20 метров. Сохранились омуты там, где была Николаевская мельница. На месте, где сейчас дачи был бор, а перед ним заливные луга.

16

О погосте Николаевском, что в Пенье известно, что: «Церковь Никольская, каменная, построена в 1781 году». Последняя письменная запись о погосте Николаевском, что в Пенье: «Две церкви: первая – холодная, построена 1858 г, каменная, престол один: Святителя Николая; вторая – теплая, каменная, построена 1894 г., престолов два: Казанской Божьей Матери и Вознесения Господня».

В приходе церкви находились 2 часовни:

1) в деревне Инальцево, каменная, построена 1854 г., во имя святых Благоверных князей Бориса и Глеба;

2) в 250 саженях от церкви на реке Жабня, деревянная, построена 1858 году во имя святителя Николая. В приходе 291 двор, в них проживали 850 мужчин и 952 женщины.  Всего 1802 человек. Число прихожан 975 – 1085.

Деревня Сосновка, расположена на полуострое.  Ее окружает река Жабня, за деревней протекает ручей Ворныш, и по самой деревни течет маленький ручей, который назвался среди жителей Паниным ручьем. Из-за того, что здесь было очень много сосен и была названа деревня. Это территория была дана братьям Колосовым, из села Николаевка, которые тянули жребий, кому достанется низина, середина, и верхняя часть. Жители этой деревни до сих пор носят фамилию Колосовых. В деревне валяли валенки, а колеса делали Василий Павлович и Николай Васильевич Колосов.

17

Незаметно пролетели все три дня экспедиции. Закончился летний сезон. Но наша работа еще не завершена. Отряд планирует еще одну практическую экспедицию в октябре этого года.

Путник III степени А. Большакова

Руководитель группы социологов О.Ю. Варова

 

 

Всего комментариев: 2 Комментировать

  1. Алла /

    Мой дед, покойный, был родом из деревни Скорятьево. Фамилия – Жвакин. Рассказывал, что жили хорошо. Дом родительский большой был (пятистенка). И детям выросшим, когда женились, – сразу каждому ставили свой дом. С весны до осени занимались сельхоз работами. Их семья держала несколько лошадей, скотину, была пасека. Сеяли много гречихи, меда гречишного было полно. Кроме того, все были вальщики валяной обуви. Разводили овец на шерсть. Зимой валяли сами и еще двух работников нанимали в помощь. При Советской Власти были записаны в кулаки. Но детям (взрослым уже) удалось удрать из деревни и влиться в ряды городского пролетариата. Родители умерли. Связи с деревней не осталось.

  2. Наталья /

    прочитала вашу статью “Экспедиция отряда “Путник” 21.08.15- 23.08.15: Инальцево и окрестности”, хотела бы узнать подробности этой экспедиции. Меня интересует информация о деревне Сосновка. буду очень рада если ответите, или укажите где искать информацию о деревне и семействе Колосовых

Оставить ответ