1 538

Памятные знаки

1

6.05.15. совместно с администрацией  района, общественностью города, отряд «Путник» установил на местах падения советских самолетов памятные знаки – кресты  (на обоих участках оборвалась жизнь наших летчиков) и памятные таблички с надписью.

2

РАМЕНЬЕ

В сентябре 2013 года в лесу у д. Раменье на глубине около 4-х метров отрядом «Путник» были обнаружены и подняты двигатель и обломки советского истребителя «Харрикейн», на котором совершил героический таран молодой лётчик, старший сержант Сергей Степанович Пичугин.

Сейчас двигатель находится в экспозиции Калязинского краеведческого музея. Трагедия произошла 21-го июня 1943 года. В книге «В небе над Угличем» директора Угличского музея истории города А.В. Кулагина восстановлена  картина подвига советского летчика. В ту ночь  85 немецких самолётов, из состава разных групп, шли на восток в сторону Ярославля. Под огнем зенитной артиллерии ПВО Углича строй был частично нарушен. Вероятно, одна из отделившихся пар немецких бомбардировщиков подверглась нападению со стороны советского истребителя и была вынуждена изменить курс на юго-восток в сторону Калязина.

«…истребитель Сергея «Харрикейн» набирал высоту. Недалеко появился силуэт вражеского самолёта. По-воровски  он крался к городу. Сблизившись, Сергей дал несколько очередей и не отпускал гашеток до тех пор, пока на правом моторе «ХЕ-111» не появилось пламя. Но в это время замолчали пулеметы советского истребителя: у Сергея кончились патроны. Лётчик знал, сколько беды может наделать незваный враг, если отпустить бомбардировщика. «Таран», – решил юный лётчик. Он напряг все силы и бросил машину вперед. Последний удар был точным. Он пришелся по кабине вражеского пилота. Немецкий самолет рухнул вниз”. Герою был 21 год. Сергей был похоронен с воинскими почестями в Ярославле на кладбище «Тутова гора» в секторе 10 под № 12. В Раменье, в разные годы, проводились изыскательские работы и поиски, был собран ряд неоспоримых доказательств этих событий. Краеведами записаны воспоминания очевидцев боя. Предпринимались попытки найти и достать самолёт. Но удалось это сделать лишь в сентябре 2013 г.

В память этих событий и был поставлен памятный знак.

раменье

ДОР

Самолет в местечке Дор (около Капшино) был найден в июле 2014 г. Отряд «Путник» вел активную работу по исследованию места падения самолета у с. Капшино. Подробную информацию записывали социологи отряда со слов местных жителей. Было найдено место  с множеством мелких технических деталей. Особый интерес представляли детали с отметками и знаками, среди них шильдик от бензобака с надписями и техническими параметрами, а так же датировкой изготовления самолета – 1939 год. Постоянно шла аналитическая работа, опросы жителей. Благодаря трудам Елены Щекиной (Савиной) был получен аварийный акт, по данным которого родилась версия аварии советского бомбардировщика ДБ–3 (9 сентября 1941 года у села Капшино (местечко Дор)). Из аварийного акта № 5 от 9 сентября 1941: «Летчик Щербина Владимир Степанович (остался жив) – 1922 г.р., украинец, служащий, образ 8 классов, чл. ВЛКСМ, под судом не был, общий налет 175 часов. Летчик получил ожоги 1,2,3 стадии на конечностях, лицо, части туловища. Штурман Новиков Александр Никитич – погиб на месте при катастрофе в районе Калязин. Кадровый стрелок радист Манеров Михаил Васильевич – скончался по дороге в больницу, сержант, старший радист. Белоконев Иван Фёдорович – умер в больнице младший сержант, старший радист. Карточка – донесение о повреждении самолета (мотора): № мотора 1306, 1660, время и место изготовления (завод) з-д № 29 1660 выполнен в январе 1940, 1306 в августе 1939. Моторы получили сильное разрушение, некоторые агрегаты могут быть использованы на запасные части, ремонту не подлежат, подлежат списанию. Самолет летел по маршруту аэродром Калязино, село Нерль. Полет производился под колпаком (полет в слепую по приборам), высота 1000-1500 м. Экипаж самолета готовили на вылеты к Берлину. По существующим на сегодня данным летчики: Новиков Александр Никитич, Манеров Михаил Васильевич, Белоконев Иван Федорович – числятся пропавшими, не вернувшимися с войны.

В память этих событий и был поставлен памятный знак.

дор

Увековечить имена героев мы смогли благодаря поддержке и помощи  Главы района К.Г. Ильина, директора филиала Калязинский машиностроительный завод «МиГ» А.Н. Рыкова, главного инженера филиала ОАО «РСК  «МиГ» А.А. Смирнова, директора культурно-просветительского центра «Живица» В.В. Грошева.

Оставить ответ